Диалоги

5 симптомов современной украинской литературы

image

Вчера вечером, 5 августа, в Летнем театре Горсада собрались поговорить о современном украинском писательстве литературный обозреватель журнала «ШО» Юрий Володарский и редактор семи литературных журналов в разное время независимости Владимир Ешкилев.

С самого начала оба участника дискуссии обозначили свою роль в этом действе. Володарский пояснил, что его собеседник в этот вечер будет настроен пессимистично, а сам Юрий будет развенчивать его настроения. Ешкилев словно в подтверждение этих слов, переходя к самой дискуссии, сравнил собрание с «диалогом паталогоанатомов в морге».

Диалог действительно получился весьма мрачным, но характеризующим общие настроения и жизнь современной украинской литературы. Мы выделили для вас пять основных тезисов и назвали их «симптомами», потому что пока наша литература не то чтобы была живой или, как минимум, сильно болеет.

Современная украинская литература не отражает ничего

Владимир Ешкилев начал разговор с того, что за 30 лет после Чернобыльской катастрофы украинские писатели не издали ни одного художественного произведения на эту тему. Более того, за эти 30 лет произошло много других глобальных событий: разрушилась империя, произошли массовые волнения и не раз. Но ничего из этого не нашло отражения в работах писателей (речь не шла о журналистике, публицистике или исторической хронике).

Андрухович, Забужко, Жадан… — это скорее потенциальные эмигранты, чем потенциальное будущее

Юрий Володарский рассказал о становлении постмодернистской литературы. Это произошло в 90-е годы с появлением объединения Бу-Ба-Бу (Бурлеск-Балаган-Буффонада), но в этом же времени и застряло до сих пор. Объединение было первой точкой появления новой украинской литературы, оно привнесло элемент игры, веселья, которого так не хватало в советское время. От работ литераторов этого времени отталкивались последователи. Но и продолжают делать это до сих пор.

Слева направо: Владимир Ешкилев, Юрий Володарский, модератор дискуссии

Слева направо: Владимир Ешкилев, Юрий Володарский, модератор дискуссии

Читателей мало, и они являют собой секту, в которой борятся за канонизацию тех или иных писателей

По этому тезису произошёл наиболее яркий спор. Ешкилев считает, что есть ряд традиционных показателей канона в литературе — национальные премии, тиражи — и сбрасывать их со счетов нельзя. А вот по мнению Володарского национальное премии — не более чем пережиток прошлого, в то время как малые тиражи для качественной литературы — это в принципе нормально. Но оба участника дискуссии согласились, что читателей действительно мало, причём среди них нет единства, кого действительно считать литературой, а кого нет. Любко Дашвар и Симона Вилар, например, очень хорошо продаются и прекрасно читаются, но это не значит, отметил Юрий Володарский, что читать их стоит.

Книги пишут филологи для филологов

По мнению Ешкилева, подавляющее большинство писателей — выходцы с филологического факультета. Все их герои — исключительно интеллигенты, их язык — высокопарный. Сюжет тоже всегда одинаков: «группа молодых людей с польскими именами идёт вдоль железной дороги неизвестно куда, совокупляются и идут дальше».

Филологическая составляющая — это не плохо. Но филологи находятся в рамках, которые поставили им преподаватели: вот это литература, а это — нет. Поэтому и не рождается гениальных произведений.

Если у нас вышел один хороший роман за год — это уже очень хорошо, если вышло два — это чудо

Юрий Володарский сверяет состояние литературы по премии «Книга года BBC». Когда в 2014 году за первую премию боролись сразу два произведения — Сергея Жадана и Софии Андрухович, это стало настоящим сюрпризом для жюри, да и для всех читателей Украины. Проблемы в определении победителя появляются только тогда, когда просто не из кого выбирать. И ситуация пока не улучшается.

«Всё это весьма убого» и сводится к 2–3 фамилиям

В самом начале встречи Юрий Володарский рассказал анекдот, который оказался описательным для всей дискуссии: «Встретились пессимист и оптимист. Пессимист говорит: ”Ну, всё, хуже быть не может“. А оптимист отвечает: ”Нееет, может, может“». Как ни хотелось бы «Двору культуру» закончить на позитивной ноте, сама беседа таковой не соответствовала. Основной посыл такой: коммерческих, массовых писателей у нас достаточно, давайте выходить за рамки и формировать новую писательскую культуру.

Самое читаемое

To Top
Download Premium Magento Themes Free | download premium wordpress themes free | giay nam dep | giay luoi nam | giay nam cong so | giay cao got nu | giay the thao nu