Visual Arts

Беседа в мастерской Сергея Белика. Часть 1. Лирическая

13174079_1072102202828495_7820986261155475910_n

На встречу с художниками, соорганизаторами (вместе с художником Дмитрием Евсеевым) творческого объединения «Gruppa» Олегом Димовым и Сергеем Беликом «Двор культуры» пригласили в мастерскую последнего. Находится она в том самом одесском дворике, который каждый из читателей прекрасно себе представляет. Узкая лестница без выходов в парадную дома ведёт мимо легко узнаваемых картин наверх, приблизительно на четвёртый этаж — в старых домах едва ли можно их достоверно сосчитать. Под крышей в уютной мастерской с большим панорамным окном все расселись на диванах и креслах обсудить два основных вопроса: как прошла большая выставка одесских художников, организованная нашими собеседниками в Харькове и Киеве, и чем живёт сейчас культурная среда города.

Забегая вперёд, отметим, что про город поговорить почти не удалось — интервью как-то естественно развернуло масштаб мирового искусства и философии. Но это уже во второй части. Приступая к чтению, помните, что обе части тесно взаимосвязаны друг с другом и каждая является своего рода дополнением для другой.

Сергей Белик — одесский художник. Его работы находятся во многих коллекциях отечественных и зарубежных музеев, в частных собраниях и галереях. Картины продавались на аукционах Sotheby’s, Christie’s, Philips. С 2000 по 2009 годы жил и экспонировался в США.

Олег Димов — одесский художник. Работает в жанре абстракции и минимализма, стирая грань между фотографией и живописью. Активно выставляется с 2010 года.

 

Давайте сразу приступим к вопросу о выставке «Odessa Contemporary Art». (По ней работает, кстати, виртуальный тур). Поскольку в Одессе о ней никто не знает, хотя её путь начался ещё в марте этого года, можно рассказать историю с самого начала.

Олег Димов: Выставка проходила изначально в Харькове, в большом выставочном центре современного искусства под названием «ЕрмиловЦентр». Мы представили там объёмную экспозицию одесского современного искусства, куда вошло семнадцать художников разного поколения. Как уже серьёзных и статусных имён, которые известны на всю Украину: Александр Ройтбурд, Игорь Гусев, Сергей Белик, Лариса Звездочётова и т. д. Так и молодых художников, но довольно уже успешных и устоявшихся: Альбина Ялоза, Франсуаза Оз, Богдан Перевертун, Николай Лукин, Дмитрий Евсеев и других. Выставка прошла с таким успехом, что после Харькова мы её сразу же повезли в Киев и показали в Институте проблем современного искусства НАИ Украины.

«Odessa Contemporary Art» — это был, своего рода, некий субъективный срез современного одесского искусства. Куда, к сожалению, вошли не все авторы. Пришлось ориентироваться на размер выставочного пространства. Мы набирали в этот проект примерно по три–пять работ от автора. Потому что раскрыть мировоззрение художника одной или двумя работами не получится. Порой  нужно представить немного шире его творчество, чтобы было ясно, о чём он думает и как он выражается.

Вы сами подбирали работы?

Олег Димов: Да. Но художественный руководитель проекта — Сергей Белик. У него есть своего рода интернациональный опыт, что отражается в наших проектах. Мы склоняемся к более обобщённой проблематике.

Сергей Белик: В Киеве нас в этом даже упрекали — они привыкли к своим локальным интересам, а тут у нас вдруг какие-то отвлечённые идеи.

«Odessa Contemporary Art». Институт проблем современного искусства. Кив. 4 мая 2016 г.

«Odessa Contemporary Art». Институт проблем современного искусства. Кив. 4 мая 2016 г.

Олег Димов: Мы рассматривали в основном более глубокие темы. Темы жизни и смерти, разобщённости, одиночества. Это отвлечённая тематика от остросоциальных каких-то проблем, которые зачастую рассматриваются и муссируются украинскими художниками здесь.

Вторым акцентом мы пытались подчеркнуть эстетику проекта. Хотели подобрать такие произведения художников, которые максимально мастерски сделаны, чтобы не было ощущения некой сырости в произведении. Чёткость, ясность идеи плюс эстетика исполнения. В групповом проекте не всегда можно собрать тематическую гармонию — в экспозиционном плане была некая разношёрстность, но мы максимально вытянули эту гармонию.

Почему всё началось с Харькова?

Олег Димов: Три года назад мы также делали большую выставку в Музее западного и восточного искусства. Чуть позже нашли силы и открыли проект в Киеве, также, кстати, в Институте проблем современного искусства. Посмотреть экспозицию пришёл довольно известный украинский художник Олег Тистол и предложил показать его в «ЕрмиловЦентре». Но в тот момент в расписании выставочных залов центра всё было занято, идею отложили. Спустя три года я повторно познакомился с руководством центра и показал им презентацию двух проектов: один — с одесскими художниками, а второй более локальный, куда входили четыре художника из Одессы и Киева. Им понравились оба проекта и нам предложили выставить любой из них в марте. Мы посовещались и решили открыть одесский проект.

В итоге обе стороны оказались очень довольны сотрудничеством. Мы приобрели новых друзей в лице руководства «ЕрмиловЦентра», которые желают и дальше поддерживать творческое сотрудничество. Я получил хороший опыт и массу приятных эмоций.

Харьков, кстати, хоть и выглядит пока таким полусоветским городком, но жизнь, особенно творческая, там бурлит. Это можно увидеть по тому количеству харьковских художников и творческих людей, которые заняли свои ячейки в современном украинском искусстве в последнее десятилетие. Молодой и уже известный художник Роман Минин, успешная творческая пара Роман Михайлов и Дарья Кольцова, художник Николай Ридный, который уже работает за пределами Украины, Борис Михайлов — икона современного украинского искусства, которая известна на весь мир. В Харькове есть ощущение того, что жизнь там кипит, несмотря на некую внешнюю провинциальность. Эта провинциальность есть и в Одессе, но здесь привыкли к размеренности, местечковому отношению ко всему и этого драйва не всегда прочувствуешь. А вот в Харькове можно, что меня очень удивило.

«Odessa Contemporary Art». ЦСИ «ЕрмиловЦентр». Харьков. 10 марта 2016 г.

«Odessa Contemporary Art». ЦСИ «ЕрмиловЦентр». Харьков. 10 марта 2016 г.

Как приняли одесских художников в этих городах?

Олег Димов: В Харькове выставку посетило очень много людей. Во-первых, «ЕрмиловЦентр» — это известная выставочная площадка. Она находится на территории харьковского университета, и приходит очень много молодёжи, студентов. Я оставался в Харькове поработать с выставкой на несколько дней и видел, что в зале постоянно находится много людей, сменяя друг друга. Приходили группами, с преподавателями-искусствоведами. Приходили ректоры разных университетов. Т. е. диалог с выставкой продолжался и после открытия, что было очень приятно.

Интересно, что до нас выставлялся очередной остросоциальный проект, документальный и сложный. Приходя к нам, зрители отмечали, что пришли получить несколько иного характера удовольствие от выставки, так сказать, созерцательно-информационное.

Сергей Белик: Можно сказать, до этого была публицистика. А мы представили уже некое художественное произведение.

Олег Димов: И примерно то же самое было в Киеве. Представить продолжение проекта согласились наши друзья из Института проблем современного искусства — арт-менеджер и директор по выставочной деятельности Владислав Тузов и Виктор Сидоренко, который является директором этого института и также одним из известных украинских художников. Они восприняли этот проект, в первую очередь, как положительное и уже традиционное явление — несколько лет назад мы ведь уже представляли подобный проект в выставочном пространстве института. В целом выставку нынешнего года можно считать успешной. О нас много писали разные издания. Резонанс был.

Но чему я удивился: из тех, кто часто пишет об искусстве в Одессе, никто мне ни разу не написал и не спросил: «Олег, как там прошло? Давайте расскажем об этом». Да, у нас мало пишут об искусстве, но это всё же довольно большой проект, презентованный в двух крупных городах, где продвигается  современное искусство. Но внимания в нашем городе проект так и не получил.

И вы не планируете снова эту выставку в Одессе открывать?

Сергей Белик:  Мы планировали сделать выставку в Музее западного и восточного искусства. Но спонсора не нашлось пока. Поэтому мы ненадолго отложили эту идею, пока не найдём мецената, который поддержит проведение этой выставки.

А как же Музей современного искусства Одессы?

Сергей Белик: Он камерный. И хорошо подходит для персональных выставок. Но для такого большого проекта там просто недостаточно площади. Когда мы в прошлый раз делали её в Музее западного и восточного искусства, получилось замечательно.

Наши выставки отличаются информационной концентрацией. И эту концентрацию можно подать только в более расширенном варианте. Если работы собраны в каком-то камерном, ограниченном пространстве, получается скорее эстетически-визуальное восприятие, чем эмоционально-информационное. Для информации нужно расширенное видеополе. Поэтому и получилось всё так успешно в Киеве и Харькове: там выставка произвела впечатление именно своим содержанием, которое было раскрыто в масштабах зала. В Одессе нам пока такие условия не предоставляют.

То есть получается, что в Одессе негде особо такой большой проект ставить, не считая музея?

Олег Димов: Была раньше площадка — арт-центр Коробчинского, но сейчас с искусством настолько плохо, что её уже отдали под магазин мебели. Грустно даже, проходя мимо, видеть там уже совсем другое пространство. Если раньше оно ещё иногда функционировало, выстреливало какими-то интересными проектами, то сейчас с искусством там покончено.

И в принципе создаётся впечатление, что художественная жизнь в Одессе спящая.

Олег Димов: Музеи, галереи, кураторы, художники работают над разными проектами, но всеобщего резонанса они не вызывают. На выставки, как правило, приходит одна и таже тусовка, которая состоит из наших близких друзей и приятелей. Активных коллекционеров практически нет.

Когда же приезжаешь в Киев, понимаешь, что там люди этим занимаются и зарабатывают на этом. И совсем другие приоритеты выставляют перед собой и художники, и кураторы. Как следствие, в несколько ином качестве происходят творческие события. Такое ощущение, будто там нет права на ошибку, поэтому ко всем вопросам подходят более взвешенно и отточено. В итоге получается, что приходишь в выставочный комплекс или галерею и сразу понимаешь, что это событие иного характера.

Олег Димов на открытии киевской выставки

Олег Димов на открытии киевской выставки

Сергей Белик: Из Одессы в принципе всегда уезжали творческие личности. Потому что в Одессе нет этого резонанса, о котором мы говорим, и возможности реализовать себя.

Олег Димов: В Одессе искусство практически не покупают. Вот ни одной работы я за три года здесь не продал. Я занимаюсь фотографией. Она вообще очень сложно продаётся в Украине. Но мы поучаствовали в нескольких проектах в прошлом году в Киеве, и удалось продать целый ряд работ. Это было удивительно, потому что я не привык к такому в Одессе. А в Киеве оказалось, что за счёт своего искусства можно жить.

Но в Одессе — только творить?

Олег Димов: В основном, да.

Может, тогда просто стоит сделать Одессу городом вдохновения?

Олег Димов: Она такой пока что и остаётся.

 

Когда мы дошли до вопроса вдохновения, тема задела уже Сергея Белика. Разговор ушёл в сторону философии, теории искусства и художественного мировоззрения. Мы говорили о болезнях человечества, о Малевиче и Достоевском, о внутренней мистике Нью-Йорка и лирике уровня Жванецкого. Всё это читайте во «Дворе культуры» то ли через неделю, то ли через пару дней в «Части второй. Печальной».

Заглавное фото: работы Олега Димова в рамках киевской выставки.

Самое читаемое

To Top
Download Premium Magento Themes Free | download premium wordpress themes free | giay nam dep | giay luoi nam | giay nam cong so | giay cao got nu | giay the thao nu